18 September 2017
22:08 - В Таджикистане определили порядок проведения траура: Нельзя громко плакать и посыпать голову землей. “Ҳаракат”: И нам бы такой порядок и еще кое-что!
Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центр исламоведения Таджикистана определили порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований. Положение, где подробно описано как проводить похороны и как соблюдать траур, отпечатано в типографии в Душанбе полумиллионным тиражом.

В брошюре 8 разделов, в первом из них устанавливаются общие положения Правил. Согласно им, обряды похорон и траура должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане являются официальным, традиций и обрядов всех местных народов и народностей Таджикистана, других нормативно-правовых актов, в том числе действующего законодательства РТ.

Второй раздел подробно описывает, что включает в себя понятие «траурной церемонии». В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в каком отрезке дня скончался человек – до или после каждой из молитв – бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).
Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

Третий раздел включает себя подготовку тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

Ночью оставаться в доме умершего человека, за исключением детей и близких родственников, нельзя.

Близкие родственники умершего могут держать траур в течение трех дней. Согласно традициям мужчине в трауре разрешается надевать джома (халат) синего цвета, на голову надеть тюбетейку и подпоясываться кушаком. Также он может обходиться без надевания халата и носить пояс поверх рубашки.

Женщинам во время траура разрешается надеть на голову большой синий марлевый платок, широкие платье и штаны синего цвета, и подпоясываться платком.

Во время траура носить одежду черного цвета, согласно народным традициям, запрещается.
В дни траура в доме покойного могут ночевать родители, дети, супруги, невеста и зять, их дети, в случае их отсутствия – тети и дяди.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачении покойного в саван (кафан), подготовка табута (гроба), проведении похоронного обряда. Согласно Правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

После похорон не рекомендуется много времени сидеть в доме покойного с целью выражения соболезнования.

Все обряды похорон и траура должны проводиться без убоя скота и без предложения еды, в том числе обряды «третьего дня», «сорокового дня» и «годовщины». Другие обряды - «панч», «шаби хафт», «шаби нух», «рузи чил», «душанбеги», «джумаги» и другие являются нововведениями, и их проведение запрещено.

“Ҳаракат”: Тожикистонда мотам маросимларини ўтказиш бўйича қабул қилинган бу ҳужжат жуда муҳим, дейди мухбиримиз. Нафақат Тожикистонда, балки, Ўзбекистонда ҳам, мотам маросимлари овқат ейиш тадбирларига айланиб кетгани ҳеч кимга сир эмас. Мусулмонлар шундай ғариб аҳволда экан, уларни тўғри йўлга солишнинг ягона йўли – уларни янги тартибларни қабул қилишга мажбур қилишдир. Мажбур қилиш айб эмас, Муҳаммад пайғамбарнинг саҳобалари ҳам кофирларга қилич кучи билан Ислом динини қабул қилдирганлар. Ҳозир 21 асрда қиличдан ҳам кучли қурол – қонунлашттирилган тартиблардир.

Аммо, фақат мотам маросимларни бу шаклда тартиблаштириш ҳам етарсиз. Аслида, Ислом динида фундаментал ислоҳотлар ўтказиш, авваламбор, Ислом дини дунёвийлик/секуляризм принципини қабул қилишига эришиш, Ислом динининг ягона фарзи Имон эканлигини тан олишдир. Акс ҳолда, диннинг келажаги бўлмайди.