Вадим Мальцев - Узинг угирласанг, бошкаларга хам имкон бер
ВОРУЕШЬ САМ, ДАЙ ВОРОВАТЬ ДРУГИМ

Давайте задумаемся, часто ли нас обваровывают? Если у вас вытащили из сумки кошелек или ночью сняли с машины колеса - это кража. Ну а если вор действует не под покровом ночи, не осторожно шарит по вашим сумкам в толпе на базаре или в битком набитом автобусе, а бесцеремонно, небоясь, не стесняясь окружающих вынимает из вашего кормана деньги или снимает с вас часы - это грабеж.

А теперь представте себя на месте человека, которого так бесцеремонно ограбили. Как бы вы поступили? Начали бы сопротивлятся, звать на помощь, или в крайнем случае попытались бы убежать? Ничего подобного! Вы молча стерпите это унижение. В следующий раз, встретившись с темже самым грабителем вы снова промолчите, все стерпите и пойдете дальше (или поедете). Ну может поругайтесь про себя, повозмущайтесь, но не очень громко. А если захотите отстоять свои деньги (или часы или еще что-нибудь) у грабителя, то услышите возмущенные голоса, следующих за вами таких же жертв ограбления: Давай давай быстрей проходи! Не задерживай! Всем надо ограбляться!

Неправдоподобная история, неправда ли? Уверяю вас - очень правдоподобная! И происходит она ежедневно на автозаправочной станции № 68 г. Ангрена. Грабителями в данной истории являются работники АЗС, а вынужденными жертвами - водители.

За все время пользованиями услугами этой АЗС, при мне ни один водитель не попытался потребывать долить недостающий бензин или вернуть деньги. Удивительное ровнодушие и не малейшего самоуважения!

Ставка «грабителя» 10%. Ну действительно, что какие-то 3-4 литра с бака легкового автомобиля. У нас в стране бензин дешевле газированной воды. Именно так и думает наш «грабитель». А мы отдаем ему свои деньги, потом внимательно смотрим на счетчик бензина и убедившись, что 10% мы оставили «грабителю», уезжаем. Если же вы все таки решите возмутиться, то очередь, которая за вами, а это порой 20-30 машин с водителями и пассажирами, которые все ужасно спешат, окриками «Быстрей быстрей! Не задерживай» быстро убедит вас, что 2-3 литра бензина не такая уж большая цена за потраченные нервы.

А откуда, собственно очередь? А очередь создается самим же заправщиком, т.к. это очень удобный инструмент в заправочном деле. Зачем, скажем , заправщику спорить и ругаться с вами за недолитый бензин, это сделает за него все та же очередь. И потом, использовать одну колонку вместо трех или пяти - это колосальная экономия электроэнергии и оборудования.

Но внимательный читатель спросит: «А куда же утекают те недолитые литры бензина?». А это не для кого не секрет, все об этом знают, но делают вид, что так и должно быть.

У нас существует ряд организаций и учреждений задача которых заключается в контроле за финансово-хозяственной деятельностью предприятий, за соблюденнием законности и привлечении к ответственности нарушителей. Но соблюдают, контролируют и привлекают тоже люди, а человек - существо слабое и нравственно весьма неустойчивое, вряд ли это существо откажется от соблазна задарма заправлять свою машину. Тем более, что заправщик сам этому рад. Разве посмеет при проверке ревизор или проверяющий наказать своего бензинового «донора». А это круговая порука и использования служебного положения в корыстных целях. Да и заправщику надо на что-то жить. До благоденствия и великого будущего ждать некогда, трудности переходного периода никак не проходят, а жить красиво, ездить на хорошей машине, построить большой дом хочется сейчас. Приходится как-то экономить. За наш с вами счет.

Но посмотрим на эту ситуацию более широко, как бы через призму нашей жизни, нашей нравственности. Почему большинство водителей это устраивает? Мне кажется, что причины такого ровнодушия кроются в нашем образе жизни, в том экономическом и нравственном беспределе который мы сейчас переживаем. За годы советской власти нас приучили к мысли, что все вокруг общее, все - наше, т.е. - ничье. И многие это понимают дословно, особенно сейчас. Идет сварщик с работы, берет электроды, пекарь - булку хлеба, водитель - бензин. Так, немного, для себя. Но раньше люди как-то стеснялись делать это открыто, все-таки - «несун».

С обретением независимости и провозглашения своего экономического пути развития уровень жизни большинства населения неуклонно падает. Идет тотальное обнищание людей, особенно в сельской местности. Многие выживают только за счет приусадебного хозяйства. А как же горожане? Они вынуждены жить на зарплату. Вот и задумывается человек: куда ему идти работать. Да так, чтобы с этой работы можно было что-нибудь прихватить. О какой нравственности может идти речь, если люди мелкие хищения не воспринимают как нарушение закона. Это стало нормой жизни. И каждый ворует в соответствии с занимаемой должностью. Вплоть до того, что целые предприятия распродаются руководителями под видом списания. А если предприятие рентабельно и производит продукцию, то здесь продается продукция, выпущенная сверх плана.

Воровство стало условием, при котором хоть как-то можно выжить. Дети растут, зная, что их родители обязательно что-то принесут с работы. Они даже не осазнают, что их родители воруют, что это плохо. Для них это повседневная жизнь. А ведь дети -это будущее государства. Мы вырастим поколение с искаженным мировоззрением.

Можно много говорить о демократических преобразованиях, о духовности народа, но все это останется пустой болтавней, если экономическая ситуация, политика налогооблажения, вынуждающая народ воровать, чиновника брать взятки, предпринимателя укрывать доходы, не изменится.

Вот и молчат водители когда их обворовывают. Воруешь сам - дай воровать другим.


Вадим Мальцев (Ангрен)