Журнал Ҳаракат №6 (69) 2007. Инсон ҳуқуқлари
“Эзгулик” жамияти - Қийноқлар бўйича альтернатив доклад - 1
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДОКЛАД ПО ПЫТКАМ
(Общество прав человека Узбекистана “Эзгулик”)


Содержание

Предисловие
Безнаказанность
Фабрикация дел
Ситуация в пенитициарных учреждениях
В отношении представителей гражданского общества применяются пытки
Защита нуждается в защите
Пытки применяются сотрудниками милиции, причем систематически
Как выполнялись рекомендации Специального докладчика по вопросу о пытках Тео ван Бовена, представленные в соответствии с резолюцией 2002/38 Комиссии?


ПРЕДИСЛОВИЕ

При авторитарном режиме регулярные нарушения Закона, Конституции, прав человека стали основной причиной бедствий узбекского общества. От правового нигилизма властных структур страдают обычные граждане, но в первую очередь те, кто не желает мириться с произволом, концентрацией абсолютной власти в руках одного человека – Президента Ислама Каримова.
После взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года в идеологическую машину правящего режима запущен миф об угрозе терроризма и религиозного экстремизма. Людям постоянно внушают, что страшнее и опаснее этого зла на свете нет. Потому-де правительство, руководствуясь «высшими интересами страны», ведет беспощадную борьбу с ним.
Репрессивная политика правящего режима представляет потенциальную угрозу национальной безопасности, государственности. Практически, действия правительства, бросающие вызов идеалам гуманизма, моральным ценностям человечества, причиняют большой вред правам и интересам граждан Узбекистана, создают предпосылки социальной нестабильности в обществе, закладывают мину замедленного действия в стране, которая может взорваться в любое время.
Проводя периодические акции устрашения, подвергая добропорядочных верующих жестоким пыткам, правящий режим фактически подбрасывает «горючий материал» в топку международного терроризма и религиозного экстремизма. Исламисты получают веские аргументы в пользу эффективной обработки верующих против репрессивной политики узбекского правительства, реализации бредовой идеи создания исламского государства в Узбекистане и «Всемирного халифата».
Государство, обязанное защищать своих граждан, стало несправедливым, превратилoсь в очаг беззакония и произвола. Узбекистан занимает самые низкие позиции в рейтинге стран с репрессивными режимами и имеет репутацию полицейского государства. Безраздельная власть правящего режима в стране держится на страхе граждан перед его бесчеловечной жестокостью. Опорой ему служат силовые структуры, обслуживающие исключительно интересы властьимущих. При такой ситуации, когда Служба национальной безопасности, милиция, прокуратура, судебная система, вместо защиты конституционных прав личности, нарушают права, преследуют и наказывают, зачастую безвинных людей, к структурам государственной власти не остается доверия. Поэтому граждане попросту боятся их, стараются избегать любого соприкосновения с ними.
Узбекистане пытки продолжают применять систематически, несмотря на их полное и беззаговорочное запрещение, как международным правом, так и национальным законодательством. Хотя, применение пыток узбекскими правоохранительными органами осуждается, а в основном не признается, но все-же пытки тайно применяются в силовых структурах- милицейских, прокурорских и пенитенциарных учреждениях. Официальный Ташкент не признаёт их применение. Кроме того, применение пыток общеизвестно населению, так, что пытки применяются не тайно. Кто живёт рядом с отделами милиции не раз слышали истошные крики людей.)
Судьи и прокуроры являются должностными лицами, которые в силу своего служебного положения обязаны стоять на защите конституционных принципов, соблюдения принятых Узбекистаном международных обязательств, а также прав и свобод граждан. Однако лица, отвечающие за правосудие, зачастую игнорируют как нормы права, так и права человека. Таким образом, они забывают особую ответственность за пресечение пыток путем быстрого и эффективного расследования. Уголовный кодекс Республики Узбекистан запрещает применение пыток и жестокое обращение с подозреваемыми в совершении преступлений. Для более четкого определения понятия "пытки" в августе 2003 года Олий Мажлис Республики Узбекистан внес дополнение в Уголовный кодекс (статья 235), в соответствие с которым в настоящее время в уголовном законодательстве термин "пытка" имеет определение согласно статье 1 Конвенции против пыток, что также закреплено в постановлении Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года
Статьи 234 и 235 УК Республики Узбекистан устанавливают уголовную ответственность за заведомо незаконное задержание, то есть краткосрочное ограничение свободы, и за принуждение к даче показаний, то есть психическое и физическое воздействие на подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего или эксперта, посредством угроз, нанесения ударов, побоев, истязаний, причинения мучений, нанесение легких или средней тяжести телесных повреждений, или иных незаконных действий. В обоих случаях уголовная ответственность (в пределах от штрафа до восьми лет лишения свободы), предусматривается для специальных субъектов - сотрудников правоохранительных органов (дознаватели, следователи и прокуроры).
Гарантии от применения пыток, жестокого обращения в отношении подозреваемых в совершении преступления имеются также в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан (УПК), а именно в статьях 11-27, посвященных нормам и принципам уголовного правосудия.
Специальная норма УПК (статья 17) устанавливает, что "Судья, прокурор, следователь и дознаватель обязаны уважать честь и достоинство участвующих в деле лиц". Более того, части 2 и 3 этой статьи гласят "Никто не может быть, подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему честь и достоинство человека обращению.
Пытки вообще запрещены законом РУз См. приложение №1) Предотвращение пыток и расследование заявлений о применении пыток ставит определенные проблемы перед судьями и прокурорами, поскольку такого рода преступления обычно совершаются в Узбекистане самими государственными должностными лицами, которые сами же должны стоять на страже закона. Применение пыток в узбекских правоохранительных органах настолько вошло в норму, что разбираться с такого рода преступлениями становится все сложнее.
К сожалению, таковы реалии сегодняшнего Узбекистана, и мы, представители гражданского общества, не всегда имеем возможность самостоятельно разобраться в ситуации, поддержать того, кто нуждается в помощи. Силовые структуры республики, похоже, убедились в эффективности методов запугивания подследственных. Рассчитывая на безнаказанность и в дальнейшем, они продолжают совершенствовать систему пыток, издевательств. Сюда входят угрозы здоровью и жизни подследственных, членов их семей, запугивания другими карательными мерами.
26 декабря 2002 года Министерство Внутренних Дел Республики Узбекистан выступило с официальным заявлением, где отрицались слова бывшего Специального Докладчика ООН по пыткам Тео Ван Бовена. Бывший Специальный Докладчик ООН посетил Узбекистан в декабре 2002г. и изучал ситуацию с пытками и другими формами бесчеловечного, жестокого и унижающего достоинство человека обращения и наказания. В конце декабря 2005г. он заявил, что «...бывшая Советская республика (Узбекистан) не сделала ничего для улучшения ситуации с правами человека». Тео Ван Бовен отметил, что 22 рекомендации, адресованные Правительству Республики Узбекистан в его докладе, опубликованные по результатам его визита в эту страну, не были выполнены. В частности, отметил бывший Специальный Докладчик ООН, не были выполнены рекомендации о публичном и официальном осуждении практики применения пыток и об обеспечении юридических механизмов надзора за арестами.
Министерство Внутренних Дел Республики Узбекистан назвало заявления бывшего Специального Докладчика ООН полностью необоснованными. Министерство подчеркнулo, что с 2002г. в рассматриваемой сфере произошли кардинальные изменения, в частности были приняты два Указа главы государства о внедрении механизма судебного надзора над арестами (институт «хабеас корпус») и отмены смертной казни на территории Узбекистана, начиная с 2008г. Правозащитное Общество «Эзгулик» не может назвать принятие этих двух Указов кардинальными изменениями, так как считает, что срок вступления данных Указов в силу необоснованно затянут, общественность регулярно не информируется о процессе реализации данных Указов, о работе ответственных государственных органов и должностных лиц.
Данный доклад представляет собой информационный ресурс, как для национальных, так и международных институтов по правам человека для предотвращения пыток в стране, а также для рассмотрения на очередной сессии Комитета ООН против пыток.
Запрет пыток отражен в узбекском законодательстве и международных договорах по правам человека, подписанных Узбекистаном:
1. Конституция Республики Узбекистан, 27 статья;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (УПК), 17 статья;
3. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан (УК), 235 статья.
4. Декларация по правам человека;
5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинств видов обращения и наказания, Статьи 1-16
6. Международный пакт о гражданских и политических правах, Статьи 7 и 10;
7. Европейская конвенция прав человека и основных свобод, Статья 3;
8. Американская конвенция о правах человека, Статья 5;
9. Рекомендации специального докладчика комитета против пыток ООН Тео Ван Вобена, представленные в соответствии с резолюцией 2002/38 Комиссии
Насколько узбекское правительство соблюдает собственное национальное законодательство и принятые на себя международные нормы, в отношении применения пыток, читатель убедится, ознакомившись с данным докладом.
С вопросами по данному докладу и для получения его в распечатанном виде обращайтесь в центральный офис Общества «Эзгулик» по адресу: г.Ташкент, улица Навои 24, ком.19.
тел. (998-712) 160-68-29; 142-85-88 (99897) 131-48-72
Еmail: vasilaez@dostlink.net ; http://www.ezgulik.org
При перепечатке ссылка на источник обязательна.


ПЫТКИ: МАСШТАБЫ И СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

Часть 1. Безнаказанность.

Нижеследующее событие в свою очередь, дискредитирует государство, как в глазах граждан, так и в глазах международного сообщества, так как приводит к неисполнению обязательств, взятых на себя Узбекистаном в рамках международных соглашений о защите прав человека:
Восемь молод