Журнал Ҳаракат №3 (18) 1999. Инсон хукуклари
Узбекистон режими яна бир курбонини улдирди
Журналимизнинг аввалги сонидаги «Шармандали суд» маколасида Наманган шахар суди «Бирлик» халк харакати Наманган шахар ташкилотининг собик раиси Ахматхон Турахоновни хеч бир асоссиз 5,5 йилга камок жазосига хукм килгани, бу хукм хозир Узбекистонда демократик мухолифат ва диндорларга карши олиб борилаётган репрессиялар кампанисининг бир парчаси эканлиги, Ахмадхон Турахонов огир касал булгани учун бундай жазога дош беролмаслиги айтилган эди. Минг афсуслар булсинки, Узбекистон хукук химоячиларининг ва халкаро ташкилотларнинг огохлантириши Узбекистон режими тарафидан инобатга олинмади, натижада Узбекистон камокхоналаридаги мудхиш ахволга 3 ой хам чидой олмаган касал Ахмадхон Турахонов шу йил июнь ойида улди. Аслида бу улим эмас, котиллик эди. Курбон Ахмадхон Турахон, котил – Узбекистон режими.

Мутлоко бегунох одамнинг бунчалик шафкатсизларча улдирилиши Узбекистон тарихида хрестоматик вокеа булиб колиши аник. Лекин биз миллат уларок бу дахшатли вокеадан тегишли хулосалар чикармасак бундан хам дахшатли натижаларга етиб келишимиз мукаррарлиги бундан хам аникдир.

Узбеклар бугунми ё эртагами тарихларидаги бундай вокеаларни урганишга бошлайдилар. Узбекистоннинг юридик укув юртларида Наманган вилоят судининг Ахмадхон Турахоновни феълан улимга махкум килган Карорини адолатсизликнинг, диктатуранинг белгилари сифатида укитишга бошлайдилар. Тугри, Ахмадхон Турахоновнинг бу шаклда тарихга кириши унинг оиласи, фарзандлари, сафдошларига тасалли берадиган нарса эмас. Лекин биз журналистлар, сиёсатчилар тишимизни тишимизга куйиб бу котилликга алокаси булган хамма вокеаларни ва хужжатларни ошкор килишимиз керак. Бу харакатларимиз сафдошимизнинг рухи олдидаги бурчимиздир, унинг рухи учун укимокда булган фотихаларимизнинг давомидир.

Котилликка йул очган хужжатларнинг асосийси прокурорнинг айбномаси булса, иккинчиси Наманган шахар судининг Хукмидир. Биз бу ерда ушбу Хукмнинг Узбекистон инсон хукуклари жамиятининг фаоллари тарафидан килинган русча таржимасини берар эканмиз, хаммани бу хужжатни диккат билан укиб чикишга чакирамиз. Узбекистонда, хусусан Наманганда охирга йилларда руй берган ва Ахмадхон Турахоновга хеч алокаси булмаган куп вокеаларни дахшатли шаклда ёритиб келиб, факат суз уйинлари билан уларни Ахмадхон Турахоновга боглаш хамда бу сунъий боглаш асосида бир бегунох кишини улимга жунатиш санъати мужасаммланган бу хужжатда. Мана уша машъум Хукмнинг ручса таржимаси.



ПРИГОВОР:
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Наманганский городской суд под председательством судьи Джурабаева С. в лице народных заседателей: Азизова О., Ахмедова Б.; при участии секретаря Мукаррамова М., помощника прокурора г.Намангана Анортоева Х .,адвоката Саркабоева М., рассмотрел уголовное дело Тураханова Ахмата, обвиняемого по ст.159 ч.1 и ст.277 ч.3 р.»в» Уголовного Кодекса Республики Узбекистан ( далее УК РУз).

Обвиняемый Тураханов А. 1948 г. рождения, родился в г.Намангане; узбек, гражданин Республики Узбекистан, образование высшее; семейный, отец 5 (пятерых) детей. Не депутат, государствекнных наград не имеет; инвалид второй группы; в 1984 г был осужден по ст.150 ч.2; в 1994 г. - по ст.210 ч.1, в последнее время проживает в г.Намангане по ул.Бешкапа, д.19. На основании заведенного уголовного дела взят под стражу 29 декабря 1998 г. Копию обвинительного заключения Наманганского городского суда получил на руки 19 февраля 1999 года.

Суд ознакомившись с материалами дела, с показаниями подсудимого и свидетелей и заслушав мнение прокурора и адвоката, после совещания УСТАНОВИЛ :

Обвиняемый, Тураханов Ахмат, будучи дважды судимый не сделал для себя соответствующих выводов встал на преступный путь, установив связь с самыми активными участниками религиозной экстремисткой группы «вахаббитов» на счету которой ряд тяжких преступлений, совершенных на территории области. Подсудимый целиком разделял взгляды экстремистов, которые ратовали за насильственное свержение конституционного государственного строя, стремились захватить власть, путем устранения законно избранных представителей власти, открыто высказывали сепаратисткие взгляды, подстрекали к массовым волнениям и совершили следующие преступления.

В частности, чтобы осуществить свои корыстные и злые замыслы, они стремились представить власть и органы защиты правопорядка бессильными; стремились посеять страх среди народа, неверие во власть, пытались нарушить социально-политическую стабильность в области с помощью различных преступлений и террористических актов; чтобы собрать вокруг себя большие силы из лиц способных совершить преступления, направляли их в расположенный в горных районах Таджикистана лагерь Ходжиева Джумабая (Джума Намангани) для прохождения военной подготовки; открыто призывали к совершению тяжких преступлений, в городских и сельских мечетях, на свадьбах и поминках призывали к строительству исламского государства, призывали всех мусульман присоединиться к течению «вахабизма».

Скрывавшиеся под религиозной личиной «экстремисты» хотели воспользоваться трудностями 1990 г, когда Республика Узбекистан находилась на пути к независимости, избрав целью построение исламского государства сначала в Ферганской долине, а затем и во всем Узбекистане, для достижения своих корыстных замыслов они избрали Наманган не случайно, жители которого отличаются особой приверженностью всем традициям и обычаям и религиозным обрядам и начали свою деятельность с мечетей, где собираются много людей.

Сторонники крайне религиозного движения «джихад», которое проповедует вооруженную борьбу против атеистов и иноверцев, «вахаббиты»-наманганцы: Сатимов Хаким, Юлдашев Тахир, Хаджиев Джумабай (Джума Намангани), Нуритдинов Урмон, Бойдедаев Тохир, андижанцы: Мадалиев Шухрат (Таш) и другие начали собираться в мечети «Атауллахон жоме» (Гумбаз); они стали собирать вокруг себя уголовные элементы и религиозных «фанатов», прикрываясь исламской религией, они называли себя сторонниками истинного ислама; вводили народ в заблуждение, разделяя мусульман на «суннитов» и «вахабитов» и, чтобы захватить власть, разжигали между ними рознь и прибегали к действиям, направленным на дестабилизацию социально-политической обстановки в области.

По достижении Республикой Узбекистан полной независимости, народ стал отрицательно относиться к их движению и в результате резкого усиления борьбы с преступностью, Сатимов Х. и др. были привлечены к уголовной ответственности и понесли заслуженное наказание. Юлдашев Тохир, Хаджиев Джумабай, Нуриддинов Урмон, Мадалиев Шухрат и др. бежали от уголовной ответственноссти в Таджикистан, Афганистан и др. зарубежные страны, под покровительство своих идейных вдохновителей и продолжили свою деятельность оттуда. Однако, они поддерживали связь со своими оставшимися в области компаньонами - Эгамбердиевым Вали, Гафуровым Бахритдином, Мухитдиновым Абдугани и др., не отказавшись от идеи насильственного построения исламского государства. Для реализации своих планов, за счет материальной и духовной помощи, они создали фонд «Боитумол» и др., которые обеспечивали деятельность преступных объединений как в Узбекистане, так и за его пределами. Преступные деньги и драгоценности, поступавшие в фонды, они использовали для продолжения борьбы, методы и приемы которой в корне изменили, уйдя в подполье.

Руководители преступных организаций организовали в Наманганской области в 1990 г. несколько вооруженных преступных групп, таких как «Исламская партия возрождения», «Тавба» и др., которые присоединились к объединению и решали три четкие задачи, направленные на свержение суверенной демократической республики Узбекистан - независимого национального государства, его конституционного административно-территориального строения, государственной власти и создание исламского государства.

Во-первых, они планировали совершить в Наманганской области убийства из мести, грабежи и другие тяжкие преступления. В результате этого они хотели посеять страх среди населения, выставить власть и органы правопорядка беспомощными; пробудить недоверие к власти и дестабилизировать обстановку в Узбекистане - эти задачи возлагались на Юлдашева Абдували, Мамаджанова Толиба и др. руководителей вооруженной группы «Тавба», действовавшей в Наманганской области. Упомянутая преступная группа в течение 1994 - 1997 гг.. совершила убийства ряда сотрудников хокимиятов, органов правопорядка и др., в результате грабежей значительные денежные средства поступили в фонд «Боитумол», который финансировал преступное объединение.

Вторая задача сводилась к работе в мечетях и махаллях с людьми склонными к преступлениям, безграмотными по отношению к религии; прикрываясь исламской религией, они «чернили» существующий строй Республики Узбекистан; проповедовали внедрение в жизнь политических взглядов «вахабизма», внушали, что долгом мусульманина является «джихад» против иноверцев, для того, чтобы увеличить число религиозных фундаменталистов и экстремистов и, тем самым, расширить число сторонников исламской государственности. Эта задача возлагалась на руководителей и членов Наманганского отделения Хаджиева Рахмона, Хайдарова Ахмада, Салиханова Касыма и др.

Третья задача сводилась к отправке сторонников «вахабизма» из Андижанской, Наманганской и Ферганской областей в Таджикистан и Афганистан, где на специальных базах, принадлежащих партии «джихад» обучали и готовили террористов. Для подготовки моджахедов, способных в любых условиях выполнить поставленную задачу на протяжении 1992-1997 гг.. из Узбекистана в Таджикистан, Афганистан и др. страны напрвлено около 300 жителей Ферганской долины, которые после обучения и участия в вооруженных столкновениях вернулись в Узбекистан

Обвиняемый, Тураханов Ахмад претворял в жизнь вторую задачу, поставленную упомянутым выше объединением «вахабитов».

Обвиняемый Тураханов Ахмат в 1991 - 1993 гг.. возглавлял Наманганское отделение неформального движения «Бирлик». По решению суда от 12 сентября 1994 г. он был привлечен к уголовной ответственности за незаконное хранение оружия в его автомашине и осужден в соответствии со ст. 210 ч.1 УК РУз на лишение свободы сроком на 1 год и 6 месяцев. Ко времени освобождения его из мест заключения деятельность неформального движения «Бирлик» была прекращена, в то же время появились сторонники религиозно-экстремисткого движения «вахабитов», которые ставили своей целью насильственное свержение государственного строя Республики Узбекистан, захват власти, устранение законно избранных представителей власти, разрушение территориальной целостности, внедрение в сознание людей своих идей и привлечения их на свою сторону, без конца открыто подчеркивая, что их поддерживает радиостанция «Свобода». К упомянотому движению примкнул и обвиняемый Тураханов Ахмат.

Кроме того, обвиняемый Тураханов Ахмат продолжая свои преступные действия, т.е. из мести демонстративно не признавал правила поведения в обществе, нарушая их бесстыдным образом, мешая проведению общественных мероприятий.

В частности, обвиняемый Тураханов Ахмат явился в зал заседаний средней школы 37 расположенной на ул. Бешкапа, где проходило собрание махалли «Зарбдор» без приглашения и разрешения и хотя никто ему не представил слова, он сам стал говорить всякие клеветнические слова в адрес представителей властей, присутствовавших на собрании, нарушив тем самым покой 75 человек и испортив собрание.

Суд считает, что обвиняемый Тураханов Ахмат своими упомянутыми действиями открыто призывал к насильственному свержению государственного строя Республики Узбекистан, к захвату власти, к отстранению от власти законно избранных представителей власти, посягал на территориальную целостность РУз, открыто призывал не признавать Конституцию, совершив тем самым преступление, предусмотренное ст.159 ч.1 УК РУз, а также нарушил общественный порядок, совершив хулиганские действия во время проведения собрания, совершив преступление, предусмотренное ст.277 ч.3 р.»в» УК РУз.

На суде обвиняемый Тураханов Ахмат не признал выдвинутых обвинений, сообщив, что с 1967 г. страдает сахарным диабетом и является инвалидом 2-ой группы; что по возвращению из заключения занимался только проблемами махалли, в которой проживал, о чем писал в различные инстанции , что защищал интересы народа, не призывал ни к какой борьбе против государства, никогда не поддерживал вахабитов и, напротив, является их противником, что показания свидетелей являются клеветой, о том.что 5 декабря 1998 г. выйдя на улицу узнал, что в здании средней школы 37 проводится общее махаллинское собрание. Узнав об этом он направился на собрание, где в тот момент , когда он вошел, присутствовало не 75, а чуть более 30 человек. После того, как объявили об окончании собрания, председательствующий обратился к присутствующим: «У кого есть вопросы?». После этого обвиняемый попросил слова. В своем выступлении он отметил, что вместо решения проблем газо- и водообеспечения махалли и дорожного благоустройства, махаллинское собрание поверхностно рассматривает и, мало того, поддерживает деятельность вышестоящих организаций, он не отрицает, что повышал голос, поскольку он вообще говорит громко, однако никого не оскорблял; он высказал критическое замечание в адрес директора школы относительно работы школьного медпункта, что представители хокимията должны вплотную заняться проблемами махалли, на что представитель хокимията ответил отказом; после чего он и люди, не согласные с предложением представителя хокимията, покинули зал,что никакого преступления собственно не было, что все это сфабриковано следственными органами, что лица, дававшие показания по его делу, являются преступниками, что по болезни он находится под защитой государства, что в течение 32 лет принимает инсулин, который производится за рубежом, что в условиях заключения он мучается в вопросе лечения болезни, а потому просит снисхождения и просит ограничиться денежным штрафом.

Несмотря на то, что Тураханов Ахмат не признал своей вины, суд, допросив свидетеля Бурханова Гайбуллу, установил, что свидетель не питает вражды к подсудимому и, что тот высказывал недовольство существующим государственным строем, что он говорил о «вахабитах» и что год тому назад, услышав об этом свидетель предупредил обвиняемого, что напишет об этом в органы внутренних дел, на что обвиняемый заметил: «Пиши куда хочешь, у меня есть защитники», после чего свидетель написал обо всем в милицию; свидетель сказал, что данные им на предварительном следствии показания подтверждает, что он не клевещет на подсудимого и что это он повторил на очной ставке;

Свидетель Мамаджанов Рустам подтвердил, что не клевещет на подсудимолго Тураханова, который уговаривал его примкнуть к «вахабитам», когда свидетель приходил помолиться в мечеть и что от своих показаний, данных во время следствия не отказывается;

Свидетель Бурханов Абдулло сказал, что не питает вражды к подсудимому и что он слышал как подсудимый говорил жителю махалли Юлдашбаю и другим о своем отрицательном отношении к существующему государственному строю, говоря при этом: «Мы построим исламское государство», и что эти показания он подтвердил письменно;

Несмотря на то,что свидетели Газиев Ибрахим и Дадабаев Хашим во время судебного заседания изменили свои показания, суд принял во внимание их показания данные предварительному следствию; т.е. показания свидетеля Газиева о том, что подсудимый примкнул к сторонникам вахабизма и идее построения исламского государства даже с помощью джихада, о чем он дал письменные пояснения во время допроса и при очной ставке; были приняты во внимание также показания свидетеля Дадабаева Хашима во время допроса и очной ставки, в которых утверждалось, что подсудимый примкнул к вахабитам и призывал к свержению существующего строя и построению исламского государства, не исключая применения джихада, на этом основании суд подошел критически к их показаниям на суде.

Кроме того хулиганские действия обвиняемого Тураханова Ахмата подтверждены свидетелем Тешабаевым Хашимбаем, по словам которого 5 декабря 1998 г. подсудимый вошел в зал без приглашения, где проходило годичное собрание жителей махалли «Зарбдор». Подсудимый стоял и все посмотрели на него, когда он после принятия решения громким голосом стал говорить, что не было ничего сделано для решения проблем водо- и газообеспечения, что он считает эти высказывания клеветническими, поскольку в махалле была проделана определенная работа и когда представитель хокимията попросил остаться его после собрания, чтобы обсудить поднятые проблемы, тот не остался;

Свидетель Убайдуллаев Ахмадулла сообщил, что 5 декабря 1998 г. обвиняемый сам вошел в зал, где проходило собрание и громко стал говорить о проблемах, испортив тем самым настроение присутствовавшим;

Свидетель Гафарова отметила, что у нее, как у директора школы были препирательства с обвиняемым, сообщила, что 5 декабря 1998 г. на годичном собрании махалли «Зарбдор», которое проходило в школе 37 появился подсудимый Тураханов, который не спросив ни у кого разрешения взял слово и стал громко говорить о недостатках, имеющихся в махалле; он не слушал сидящих в зале, а его громкое выступление свидетельница рассматривает как оскорбительное.

Суд, на основании показаний других свидетелей, справки, предоставленной Управлением внутренних дел и приведенной на стр.6-7 уголовного дела, извещения на стр.8 дела, справки, представленной Управленной внутренних дел и подшитой к стр.53 дела, извещения представителя области и городского хокимията, подшитой к стр 87-88 дела, актом, составленным по событиям, имевшим место в школе и подшитым к стр.99, списка жителей махалли, присутствовавших на годичном собрании 5 декабря 1998 г. и подшитого к стр. 116-122 дела, подшитых к делу объяснительных записок, протоколов допросов и очных ставок; считает вину подсудимого полностью доказанной.

Суд считает, что преступные действия Тураханова Ахмата органами следствия правильно квалифицированы в соответствии со ст.159 ч.1 и ст.277 ч.3 р «в». Суд при вынесении приговора принял во внимание возраст обвиняемого Тураханова Ахмата, его инвалидность, наряду с этим и его опасность для общества и его осознанные и продуманные из мести действия.

Суд на основании вышеизложенного и в соответствии со ст.154, 457, 462-463, 465-468, 471-473 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан

ВЫНОСИТ РЕШЕНИЕ:
Считать виновным Тураханова Ахмата в соответствии со ст.159 ч.1 и 277 ч.3 р «в»

Осудить обвиняемого Тураханова Ахмата в соответствии со ст.159 ч.1 на 3 (три) года и со ст.277 ч.3 р «в» на 5 (пять) лет.

Определить подсудимому совокупный срок наказания на основании ст.59 УК РУз в 5 (пять) лет и 6 (шесть) месяцев. Началом срока наказания подсудимого Тураханова Ахмата считать 29 декабря 1998 г., местом заключения избрать колонию строгого режима.

Стороны имеют право опротестовать решение суда в течение 10 дней после получения копии приговора подсудимым перед вышестоящей судебной инстанцией - областным судом.

Председатель подпись

Народные заседатели
подпись
подпись

«Копия верна»
Судья Наманганского
годского суда
Джурабаев
подпись



Бу карорда Ахмадхон Турахоновнинг ишига хеч алокаси булмаган Тохир Йулдошев, Жума Намангоний, Абдували Йулдошев, Толиб Мамажонов каби кишиларнинг фаолияти батафсил ёритилган. Судланувчига оид булган факат бир ходиса урганилган. У хам булса Ахмадхон Турахоновнинг уз махалласининг бир мажлисида катнашгани. Унга бу мажлис туфайли куйилаётган айбнинг кулгили экнлигига каранг: Судланувчи баланд овоз билан гапирган ва мажлис катнашчиларининг кайфиятини бузганмиш. Шу «айби» учун Ахмадхон Турахонов хаётидан айрилди. Албатта, карордаги «у фалончига бир йил аввал бундай деганди, тугунчига шундай деганди» кабилидаги хеч бир адолатли судда инобатга олинмаслиги аник булган ножиддий фактларни хисобга олмаса.

Лекин Ахмадхон Турахоновнинг асосий «айби» унинг мухолифатчи эканлиги. Унинг «Бирлик»чи эканлиги. Суд унинг «Бирлик»чи эканлигини хам кандайдир айбловга ухшаш шаклда тилга олганига эътибор беринг. Суд «Бирлик»ни норасмий, яъни конуний булмаган ташкилот сифатида тарифлайди, вахолангки, Ахмадхон Турахонов Наманган шахар ташкилотига рахбарлик килган замонда «Бирлик» расман руйхатга олинган эди. Колаверса унинг фаолияти хали хам расман такикланмагани, лекин Наманган суди уз карорида хеч бир асоссиз «Бирлик»нинг фаолияти тугатилаган деб ёзиши бу суднинг хукукий жихатдан канчалик ночор эканлигини курсатувчи яна бир далилдир.

Хуллас, Сталин замонларини эслатувчи бу суднинг карори билан огир даражадаги диабет касали булган Ахмадхон Турахонов 5,5 йилга озодликдан махрум этилди. Узбекистон камокхоналарининг ахволини хисобга олиб бу карор улим хукми билан тенглиги уша пайтдаёк маълум эди.

Суддан кейин Узбекистон «Бирлик» халк харакати ва Узбекистон инсон хукуклари жамиятлари бу адолатсиз хукмни коралаб махсус Баёнотлар эълон килдилар ва уз Баёнотларини халкаро инсон хаклари ташкилотларига ва дунё жамоатчилигиниг диккатига хавола килиб, уларни Узбекистондаги мавжуд режимга таъсир килишга, Ахмадхон Турахонов ва бошка сиёсий махбусларни озод килиш учун керакли кадамларни килишга даъват этдилар. Кушни жумхуриятларнинг инсон хукукларини химоя килувчи ташкилотлари хам шу кби Баёнотлар эълон килдилар. Хельсинки Вотч ва Эмнести Интернейшнл каби обрули халкаро ташкилотлар Узбекистон рахбарларига, Олий мажлиснинг Инсон хукукларини химоя килиш комитетининг раиси Сайёра Рашидовага мурожаат килиб Ахмадхон Турахоновнинг такдирига бефарк карамасликка чакирдилар, унинг огир касал эканлигига эътибор беришни сурадилар. Аммо Узбекистон расийлари бу чакириклар каршисида кар-соков эдилар.

19 июнь куни Ахмадхон Турахонов Тошкент камокхонасининг касалхонасида улди. У охирги кунлари юролмай ва гапиролмай колган булса хам бу улимнинг, котилликнинг олди олинмади. Унинг котили Узбекистондаги мавжуд режим эканлиги маълум. Лекин аниклик киритилиши керак булса, котиллар Наманган шахар судининг карорига имзо чекканлар, «Бирлик»нинг, Узбекистон инсон хукуклари жамияти ва халкаро ташкилотларнинг чакиригларини эътиборсиз колдирган Узбекистон рахбарлари хамда Сайёра Рашидова кабилардир.

21 июнь куни Узбекистон “Бирлик” халк харакати Марказий Кенгаши куйидаги Баёнотини эълон килди.

ЯНА БИР КОТИЛЛИК
Узбекистонда яна бир котиллик руй берди. Котил - Узбекистондаги мавжуд режим, улдирилган – яна бир хур фикрли, демократик мухолифат вакили, «Бирлик»чи Ахмадхон Турахон.

Ахмадхон Турахон 1993 йилда, «Бирлик» халк харакатининг Наманган вилояти ташкилотининг раиси сифатида олиб борган сиёсий фаолияти туфайли илк марта судланган ва 2 йил озодликдан махрум этилганди. Бу икки йил ичида Ахмадхон Турахоннинг соглиги ёмонлашди, диабет касаллигига дучор булди. У камокдан чиккандан кейин актив сиёсий фаолиятдан узоклашгандек булса хам Узбекистондаги адолатсизлик, демократия ва инсон хукукларининг топталиши, марказий хокимият ва махаллий хокимлар ичидаги угрилик ва порахурлик, бунинг натижасидаги халкнинг ночор ахволи каршисида тинч туролмади. Наманган шахрида узи яшайдиган тумандаги качиликларга карши ашаддий кураш бошлади, атрофидаги одамларни уюштириб махаллий тураларнинг кирдикорларини фош килди. Натижада бир катор амалдорлар уз курсиларидан айрилдилар.

Аммо, бутун Узбекистонда тула конунсизлик хукм сураркан бир кичик худудда адолат галаба козониши мумкин эмасди. Ахмадхон Турахон каби адолатпарвар кишиларнинг борлиги мавжуд тузум учун хавф эди, шунинг учун тузум уни йук килиш йулига утди. Ишдан бушатилган аламзада рахбарлар Наманган шахар прокуратураси билан тил бириктириб Ахмадхон Турахон устидан тухмат уюштириб жиноий иш кузгатишга эришишди ва у 1998 йилнинг декбрида камокка олинди. У Узбекистон Республикаси жиноят-процессуал кодекси 159-моддасининг 1-кисми (УзРнинг амалдаги давлат тузумини Конституцияга хилоф тарзда узгартиришга, хокимиятни босиб олишга ёхуд конуний равишда сайлаб куйилган ёки тайинланган хокимият вакилларини хокимиятдан четлатишга ...очикдан-очик даъват килиш, шунингдек, бундай мазмундаги материалларни таркатиш) ва 277-моддаси 2-кисмининг «г» банди (Безорилик: уз мазмунига кура умум эътироф этган ахлок коидаларини намойишкорона менсимасдан ифодаланувчи утакетган бехаёлик) билан айбланди. Шу йил феврал-март ойларида суд булиб утди ва Наманган шахар судининг судьяси Латифхон Журабоев махаллий рахбарларнинг буйругини бажариб Ахмадхон Турахонга куйилган айблар суд жараёнида мутлако тасдикланмаса хам уни 5,5 йил озодликдан махрум этишга карор килди. Бу 3 ойга якин камокда ётиб соглиги мудхиш шакода ёмонлашган одамга улим жазоси бериш билан баробар эди.

Медицина хизмати йук деб хисобласа буладиган Тошкент атрофидаги камокхоналарнинг бирида Ахмадхон Турахоннинг диабет касаллиги ривожлвниб кетди, у бир неча ой ичида юролмайдиган ва гапиролмайдиган ахвога тушди. У дархол озод килиниши керак эди, аммо килинмади ва улим кучогига топширилди. 19 июнь куни Ахмадхон Турахон Узбекистон режими курбонларининг руйхатига кириб дунёдан кузини юмди.

Узбекистон хукумати шу каби йуллар билан мухолифат фаолларини бутунлай йук килиб, колганларнинг юрагига куркув солиб диктатурани абадийлаштириш учун уринмокда. Аммо бу килиб булмайдиган иш. Демократия учун кураш тухтамайди, Ахмадхон Турахон каби юзлаб режим курбонларининг иши уз мевасини беради ва диктатура йикилиб, Узбекистонга хам хуррият келади.

«Бирлик» халк харакати Марказий Кенгаши Ахмадхон Турахоннинг оила аъзоларига, якинларига чукур таъзия изхор килади. Ахмаджон Турахонни таниган, Узбекистоннинг мустакиллиги, демократиянинг галабаси учун олиб борган курашини билган сафдошлари уни хеч вакт унутмайдилар. Дустимизни Оллох рахмат этсин.



* * *

Ха, демократия учун кураш тухтамаслиги, Ахмадхон Турахон каби юзлаб режим курбонларининг иши уз мевасини бериши, диктатура йикилиб, Узбекистонга хам хуррият келиши керак.

«Харкат» журналининг Тахририяти